Home » Смартфоны » Первый год Google Tensor SoC Обзор

Первый год Google Tensor SoC Обзор

В последние годы развитие сегмента бытовой электроники характеризуется ярко выраженной сменой тенденций. Из-за избыточности, дальнейшее улучшение параметров компонентов часто не обеспечивает адекватного улучшения модели. Кроме того, их дальнейшее совершенствование зачастую обходится очень дорого. В список таких примеров входят 8K телевизоры (ограниченный контент 8K) или ультраяркие телевизионные панели (пиковая яркость Samsung Neo QLED QN90A 4K превышает 1,500 нит, что важно только для практически недоступного HDR-контента).

Схожая ситуация и в других сегментах. Например, анонсированный Google Pixel 6a за $ 450 будет использовать Google Tenzor, который сегодня уверенно входит в число лучших на рынке.

Google Pixel 6a
Google Pixel 6a

Но сегодня SoC даже бюджетных моделей обеспечивают избыточную производительность.

Конечно, лидеры отрасли отслеживают эти тенденции, корректируя свою стратегию. Возможно, разработка Google Tensor была обусловлена этим фактором.

Несколько лет назад Google Gboard сосредоточил свои усилия на повышении эффективности гетерогенных вычислений и рабочих нагрузок с помощью машинного обучения (ML). В прошлом, алгоритмы машинного обучения использовали только облачную обработку, которая имеет практически неограниченный объем для хранения огромных баз данных. К сожалению, у него есть несколько существенных недостатков, в том числе более медленное время отклика, проблемы с конфиденциальностью и ограниченная пропускная способность. Быстро развивающееся направление под названием ‘Федеративное обучение’ использует машинное обучение на устройствах и в облаке, и может позиционироваться как гибрид. Уникальная конфигурация Google Tensor (2+2+4 вместо традиционной 1+3+4) предназначена для расширения обучения на устройстве, с минимальной обоаботкой в облаке.

ML уже значительно расширил функциональность телефона. В этот список входят, например, Smart Reply, Recorder App, Live Caption, алгоритм HDRNet, Single Take, Adaptive Brightness (автоматическая регулировка яркости экрана) и т. д. Большинство из них практически моментально становятся популярными среди потребителей, доказывая свою востребованность.

Учитывая великолепные перспективы дальнейшего развития ML-приложений, Google Tensor SoC вполне обоснованно вызывает повышенный интерес.

Машинное обучение (ML)

В целом машинное обучение — это одно из направлений искусственного интеллекта (ИИ), основанное на использовании массивов данных для формирования алгоритмов управления. Анализируя решения множества однотипных задач, информационные системы самостоятельно выявляют закономерности и предлагают решения.

Machine Learning
Machine Learning

Возможно, краткая иллюстрация использования машинного обучения будет кому-то интересна. Например, в текстовых алгоритмах машинное обучение работает следующим образом.

Фрагмент текста может быть осмысленным или бессмысленным, например, «Майкл любит ловить рыбу, Джон предпочитает кататься на велосипеде, Смит с удовольствием читает книги, но все они страстные футбольные фанаты» или «kcxhIkGnvjdhPhfdRWjshfdldkjOPqS». ML-алгоритм должен обеспечить их отличие друг от друга. По аналогии с алгоритмами антивирусных программ, осмысленный текст можно назвать «чистым», а мусор — «вредоносным». Фактически разработчик должен формализовать разницу между ними.

ML решает эту проблему с помощью базы данных, содержащей частоту всех сочетаний букв в обычном тексте. В нашем примере:

— ит — 4 раза;

— ло — 2 раз и т.д.

В результате алгоритм запоминает, что, например, вероятность «ит» в ‘чистом’ тексте вдвое больше, чем «ло». Затем программа анализирует «правдоподобность» проверяемой строки или абзаца, перемножая количество всех буквенных комбинаций. Полученное после извлечения корня значение характеризует вероятность «чистого»/«вредоносного» текста. Его малое значение соответствует подозрительно большому количеству редких буквосочетаний, характерному для «вредоносного» текста. Среднее значение и критические отклонения вычисляются и сохраняются программой с помощью обучающих примеров.

Но, конечно же, текстовые алгоритмы — это очень малая часть возможностей машинного обучения.

Google Tensor SoC

Конечно, анонсированный Google Tensor второго поколения (кодовое название GS201) может стать одной из сенсаций этого года.

Tensor SoC (2021 г.) с Tensor Processing Unit (TPU) от Google в основном предназначен для улучшения обработки изображений с помощью машинного обучения.

Google TPU
Google TPU

Как известно, Google активно сотрудничает с Samsung в совместной разработке и производстве Tensor SoC. Может быть, поэтому его графический процессор, модем и даже некоторые архитектурные аспекты, например, часы и управление питанием, похожи на Exynos 2100.

Собственная SoC позволила компании отказаться от дополнительных Pixel Visual Core и чипа безопасности Titan M.

Возможно, новая SoC не поразила воображение с точки зрения прироста производительности, но компания честно предупреждала, что этот аспект второстепенен. Разработчики сосредоточили свои усилия на повышении производительности при решении таких задач, как языковой перевод субтитров в реальном времени, преобразование текста в речь без подключения к Интернету, обработка изображений и другие возможности на основе машинного обучения со встроенным TPU. В результате, он впервые обеспечил 4K@60fps для Google HDRNet алгоритма.

HDRNet algorithm
HDRNet algorithm

Фактически, TPU улучшил производительность машинного обучения без подключения к облаку. Это уменьшило задержку и потребление батареи.

Более того, ядро безопасности Titan M2 хранит и обрабатывает конфиденциальную информацию (биометрическая криптография и т. д.), дополнительно повышая безопасность.

Titan M2 security
Titan M2 security

В целом, флагманы Snapdragon и Exynos от Qualcomm и Samsung получили весьма грозного конкурента.

Тесты

Осенние утечки были не совсем точными. Но сегодня уже доступен более точный анализ.

Tensor vs Snapdragon 888 vs Exynos 2100 (все 5 нм, модем 4G LTE и оперативная память LPDDR5)

CPU

– 2x Arm Cortex-X1 (2,80 ГГц) + 2x A76 (2,25 ГГц) + 4x A55 (1,80 ГГц) vs

— 1x Arm Cortex-X1 (2,84 ГГц) + 3x A78 (2,4 ГГц) + 4x A55 (1,8 ГГц) vs

— 1x Arm Cortex-X1 (2,90 ГГц) + 3x A78 (2,8 ГГц) + 4x A55 (2,2 ГГц);

GPU

— Arm Mali-G78 MP20 vs Adreno 660 vs Arm Mali-G78 MP14;

ML

— Tensor Processing Unit vs Hexagon 780 DSP vs Triple NPU + DSP.

Два высокопроизводительных ядра Cortex-X1 за счет средних ядер — главное отличие Tenzor. Сегодня он использует уникальную конфигурацию 2+2+4 (большой, средний, маленький) вместо традиционной (1+3+4). По словам разработчиков, она лучше подходит для более ресурсоемких рабочих нагрузок и задач машинного обучения.

Использование Cortex-A76 вместо более производительных A77 и A78 может показаться спорным. Но, вероятно, на то есть веские причины.

Тесты

Tensor vs Snapdragon 888 vs Exynos 2100

— CPU — Geekbench 5 (одноядерный/многоядерный) – 1014/2679 vs 1100/3223 vs 1109/3620.

Для сравнения, max (Apple A15 Bionic) — 1722/4768, min (Exynos 990) — 914/2791;

— GPU (3DMark) – 6621 vs 5687 vs 5774.

Для сравнения, max (8 Gen 1 в Samsung Galaxy S22 Ultra) — 9841, min (Dimensity 1200 AI) — 4160;

— Speed Test G (CPU/Mixed/GPU) – 38/20/35 vs 33/18/24 vs 33/20/33.

Для сравнения, max — Snapdragon 888, min (Snapdragon 765G) — 57/30/54.

Формально Qualcomm и Samsung немного опережают Tensor, но с учетом явно избыточной производительности всех SoC, этот аспект неважен.

Графический процессор Tensor с 6 дополнительными ядрами показывает более высокую производительность по сравнению с Exynos 2100, но некоторые стресс-тесты сопровождаются температурным throttling.

Заключение

В определенной степени, Google Tensor ознаменовал новую эру в развитии телефонов. Помимо производительности, разработчики сосредоточили свои усилия на оптимизации SoC с учетом AI и ML. Эти инструменты должны способствовать дальнейшему расширению функциональных возможностей за счет повышения эффективности разнородных вычислений и рабочих нагрузок.

Сегодня даже компоненты бюджетного сегмента часто имеют избыточную производительность. Например, новый Google Pixel 6a стоимостью лишь $ 450 использует мощный Google Tenzor, который уверенно входит в число лучших на рынке.

В то же время список новых популярных приложений за последние несколько лет расширился за счет Smart Reply, Recorder App, Live Caption, алгоритма HDRNet, Single Take и т. д.

Предварительно, SoC Tensor следующего поколения с кодовым названием GS201 будет построен на 4-нм техпроцессе и будет использовать модем Samsung Exynos 5300 5G, который еще пока не анонсирован. Возможно, у него будут, например, Cortex-X2, Cortex-A710, Cortex-A510 и улучшенное аппаратное обеспечение Tensor AI вместо Cortex-X1, A76, A55. Но в любом случае он будет оптимизирован для машинного обучения.

В этом видео представляется Tensor SoC следующего поколения.

Прокрутить наверх

Home » Smartphones » First year Google Tensor SoC Review
Google Tensor SoC

First year Google Tensor SoC Review

In recent years, development in the consumer electronics segment has been characterized by a pronounced change in trends. Due to redundancy, further improvement of component specifications often does not provide an adequate improvement in the model. In addition, their further improvement is often very expensive. A list of such examples includes 8K TVs (limited 8K content) or ultra bright TV panels (peak brightness of Samsung Neo QLED QN90A 4K exceeds 1,500 nits that is important only for practically inaccessible HDR-content).

The situation is similar in other segments. For example, the new $ 450 Google Pixel 6a uses Google Tenzor, which is confidently among the best on the market.

Google Pixel 6a
Google Pixel 6a

But the SoCs of even budget models today provide excess performance.

Of course, industry leaders monitor these trends by adjusting their strategy. Perhaps the development of Google Tensor is due to this factor.

A few years ago, Google Gboard focused its efforts on improving heterogeneous compute and workload efficiency through machine learning (ML). In the past, ML algorithms used only cloud processing, which has virtually unlimited storage space for huge databases. Unfortunately, it has several significant cons, including slow response time, privacy concerns and bandwidth limitations. Rapidly developing direction called ‘Federated learning’ uses on-device and cloud-based ML and can be positioned as a hybrid. The unique Google Tensor configuration (2+2+4 instead of the traditional 1+3+4) is optimized for thus technology.

The ML has already significantly expanded the phone functionality. This list includes, for example, Smart Reply, Recorder App, Live Caption, HDRNet algorithm, Single Take, Adaptive Brightness (auto adjustment of screen brightness), etc. Most of them almost instantly become popular among consumers, proving their relevance.

Given the great prospects for the further development of ML-apps, Google Tensor SoC quite reasonably arouses increased interest.

Machine Learning (ML)

In general, ML is one of the areas of artificial intelligence (AI) based on using the data arrays to form control algorithms. Analyzing solutions to many similar problems, information systems independently identify patterns and offer solutions.

Machine Learning
Machine Learning

Perhaps a brief illustration of the use of ML will be of interest to some. For example, in text algorithms ML works as follows.

Text snippet can be meaningful or nonsense, such as ‘Michael likes to fish, John prefers to ride a bike, Smith enjoys reading books, but they are all passionate football fans’ or ‘kcxhIkGnvjdhPhfdRWjshfdldkjOPqS’. The ML – algorithm should distinguish them from each other. By analogy with the algorithms of anti-virus programs, meaningful text can be called ‘clean’, and rubbish – ‘malicious’. In fact, the developer must formalize the difference between them.

ML solves this problem with a database containing the frequency of all letter combinations in normal text. In our example:

– ea – 2 times;

– en -2 times;

– ik – 1 time, etc.

As a result, the algorithm remembers that, for example, the probability of ‘en’ in the text is twice vs ‘ik’. Next, the program analyzes the ‘plausibility’ of the line or paragraph by multiplying the number of all letter combinations. The resulting value характеризует the probability of a ‘clean’ / ‘malicious’ text. Its small value corresponds to a suspiciously large number of rare letter combinations, which is typical for ‘malicious’ text. The mean value and critical deviations are calculated and stored by the program using training examples.

But, of course, text algorithms are a very small part of ML’s capabilities.

Google Tensor SoC

Of course, the announced second-generation Google Tensor SoC (code-named GS201) could be one of this year’s sensations.

Tensor SoC (2021) with Google’s Tensor Processing Unit (TPU) is focused on enhanced imaging with machine learning.

Google TPU
Google TPU

As known, Google actively collaborates with Samsung to co-develop and fabricate the Tensor SoC. Maybe that’s why its GPU, modem and even some architectural aspects, for example, clock and power management, are similar to Exynos 2100.

Own SoC allowed the company to abandon additional hardware, including the Pixel Visual Core and Titan M security chip.

Perhaps the new SoC did not strike the imagination in terms of performance gain, but the company honestly warned that this aspect was secondary. The developers have focused their efforts on improving performance when solving problems such as real-time language translation for captions, text-to-speech without an internet connection, image processing and other machine learning-based capabilities with integrated TPU. As a result, it provided 4K@60fps for the first time for Google’s HDRNet algorithm.

HDRNet algorithm
HDRNet algorithm

In fact, TPU improved ML performance without a cloud connection. It has reduced latency and battery consumption.

Moreover, the Titan M2 security core stores and processes sensitive information (biometric cryptography, etc), further enhancing security.

Titan M2 security
Titan M2 security

In general, flagship Snapdragon and Exynos from Qualcomm and Samsung have received a very formidable competitor.

Tests

Autumn leaks were not entirely accurate. But today a more accurate analysis is already available.

Tensor vs Snapdragon 888 vs Exynos 2100 (all 5 nm, 4G LTE modem and LPDDR5 RAM)

CPU

– 2x Arm Cortex-X1 (2.80GHz) + 2x Cortex-A76 (2.25GHz) + 4x Cortex-A55 (1.80GHz) vs

– 1x Arm Cortex-X1 (2.84GHz) + 3x Cortex-A78 (2.4GHz) + 4x Cortex-A55 (1.8GHz) vs

– 1x Arm Cortex-X1 (2.90GHz) + 3x Cortex-A78 (2.8GHz) + 4x Cortex-A55 (2.2GHz);

GPU

– Arm Mali-G78 MP20 vs Adreno 660 vs Arm Mali-G78 MP14;

ML

– Tensor Processing Unit vs Hexagon 780 DSP vs Triple NPU + DSP.

Two high-performance Cortex-X1 cores at the expense of performance and efficiency of the middle core is the main difference of Tenzor. Today, Tensor uses unique 2+2+4 (big, middle, little) configuration instead of the traditional (1+3+4). According to the developers, it’s better for more demanding workloads and machine learning tasks.

Using Cortex-A76 instead of the better performing A77 and A78 may seem controversial. But it’s probably for good reasons.

Test

Tensor vs Snapdragon 888 vs Exynos 2100

– CPU – Geekbench 5 (Single Core/Multi Core) – 1014/2679 vs 1100/3223 vs 1109/3620.

For comparison, max (Apple A15 Bionic) – 1722/4768, min (Exynos 990) – 914/2791;

– GPU (3DMark) – 6621 vs 5687 vs 5774.

For comparison, max (8 Gen 1 in Samsung Galaxy S22 Ultra) – 9841, min (Dimensity 1200 AI) – 4160;

– Speed Test G (CPU/Mixed/GPU) – 38/20/35 vs 33/18/24 vs 33/20/33.

For comparison, max – Snapdragon 888, min (Snapdragon 765G) – 57/30/54.

Formally, Qualcomm and Samsung are slightly ahead of Tensor, but given the clearly excessive performance of all SoCs, this aspect is unimportant.

The Tensor’s GPU with 6 extra cores shows higher performance vs Exynos 2100, but some stress-tests are accompanied by thermal throttling.

Conclusion

To a certain extent, Google Tensor marked a new era in the phone development. Besides performance, the developers have focused their efforts on optimization of SoC taking into account AI and ML. These tools should enable further functionality enhancements by improving the efficiency of heterogeneous compute and workload.

Today, even the budget segment components often have excessive performance. For example, the new $ 450 Google Pixel 6a uses Google Tenzor, which is confidently among the best on the market.

At the same time, the list of new popular apps has expanded over the past few years with Smart Reply, Recorder App, Live Caption, HDRNet algorithm, Single Take, etc.

Preliminarily, a next-generation Tensor SoC with code-named GS201 will be built on a 4nm process and use a Samsung Exynos 5300 5G modem that has yet to be announced. Maybe, it will have, for example, Cortex-X2, Cortex-A710, Cortex-A510 and improved Tensor AI hardware instead of Cortex-X1, A76, A55. But anyway, it will be optimized for ML.

This video introduces the next-generation Tensor SoC.

Scroll to Top