Home » Прожекторы » Обзор игрового проектора BenQ X3000i 4K LED с новым DMD-чипсетом

Обзор игрового проектора BenQ X3000i 4K LED с новым DMD-чипсетом

Как известно, тайваньская корпорация BenQ является одним из лидеров в сегменте DLP проекторов. В этом году компания представила несколько новых моделей, в том числе игровой BenQ X3000i и ультракороткофокусный BenQ LK936ST. По сути, BenQ X3000i — это улучшенная версия прошлогоднего BenQ X1300i, ставшего одним из лучших игровых проекторов на рынке.

Плюсы

— отличная цена для 4K модели;

— инновационный чипсет DLP650TE с поддержкой 4K (четырехфазный сдвиг пикселей и шаг микрозеркал 7,6 мкм);

— инновационный источник света 4LED с увеличенной на 8-12% яркостью и автокалибровкой;

— яркость 3000 люмен ANSI;

— технология GameMaestro;

— BenQ ‘CinematicColor’;

— технология Bongiovi DPS;

— одна из самых маленьких задержек ввода;

— высокая производительность для 3D;

— 100% DCI-P3;

— модуль QS01 с Android TV.

Минусы

— уменьшение яркости HDR с настройкой широкой гаммы;

— уровень черного не идеален;

— в некоторых сценах может появляться эффект радуги;

— нет HDMI 2.1 и 4K@120;

— встроенные динамики лишь 10 Вт.

BenQ X3000i по сравнению с BenQ X1300i

За исключением цены и разрешения, характеристики моделей практически идентичны:

— $ 2,000 против $ 1,300;

— яркость 3000 ANSI лм;

— 4-х светодиодный источник света;

— разрешение — 4K UHD (3,840 x 2,160) против Full HD (1,920 x 1,080);

— динамический контраст 500,000:1;

— цветовой круг — 8-сегментный (RGBWRGBW) против 6-сегментного;

— 10-битный цвет;

— задержка — 4K@60 – 16 мс; 1080p@120 — 8 мс; 1080p@240 – 4 мс;

— 3D — Full HD 3D;

— объектив — 1,3-кратный ручной зум с ручной фокусировкой против 1,2-кратного ручного зума с ручной фокусировкой;

— проекционное расстояние / размер изображения /проекционное отношение – (1,0–8,0 м) / (77–762 см) / (1,15:1–1,50:1) – 100″@2,87 м (100″@9,4 фута);

BenQ X3000i throw distances
BenQ X3000i throw distances

— цифровая коррекция трапецеидальных искажений – по горизонтали и вертикали (±30°);

BenQ 2d keystone
BenQ 2d keystone

— шум — 32 дБ;

— динамики – 5,0 Вт × 2;

– 100 % DCI-P3 против 98 % Rec.709.

BenQ CinematicColor
BenQ CinematicColor

Как известно, цветовой круг в DLP в каждый момент времени пропускает только один цвет, отфильтровывая два других.

DLP projector
DLP projector

Конечно, это сопровождается потерей яркости цветов. В новых моделях компания использует источник света с 4 светодиодами (RGBB), включая 3 цветных светодиода и дополнительный синий светодиод, повышающий общую яркость. В этих моделях керамический люминофор преобразует синий цвет дополнительного светодиода в зеленый, так как глаз максимально реагирует на увеличение его яркости.

BenQ blue pump led
BenQ blue pump led

По данным компании, дополнительный синий «накачивающий» светодиод увеличивает мощность зеленого света на 40%, повышая общую яркость на 8–12% по сравнению с моделями на основе трех LED.

Кроме того, автокалибровка регулирует цвета в зависимости от износа светодиодов (например, красный дегалирует быстрее).

Ключевые особенности

Точность цветопередачи зависит от качества цветового круга. BenQ ‘CinematicColor’ использует точные эталоны на нанометровом уровне для углов цветового колеса и его покрытия.

Добавление синего светодиода к новому источнику света увеличивает цветную яркость, но со временем может привести к смещению баланса в сторону зеленовато-синего оттенка. Чтобы исключить этот риск, компания использует систему автоматической калибровки цвета, обеспечивающую точную цветовую температуру. Фактически, встроенные датчики определяют состояние светодиодов и калибруют их интенсивность для получения точного значения WRGBYCM даже после их длительного использования.

Проектор оснащен тремя портами HDMI 2.0b, один из которых предназначен для модуля BenQ QS01 с поддержкой Android 10.

BenQ QS01 dongle
BenQ QS01 dongle

Компания позиционирует X3000i как ‘консольный игровой проектор’ с беспрецедентно низкой задержкой ввода и технологией GameMaestro.

BenQ gaming projector
BenQ gaming projector

Задержка варьируется от 4,16 мс для 1080p@240Гц до 16,4 мс для 4K@60Гц, что сегодня является одним из лучших показателей.

Но, конечно, задержка ввода отличается от времени отклика. Фактически Input lag характеризует только длительность обработки сигнала и всегда меньше времени отклика, учитывающего работу всех компонентов. Для справки, отключение всех дополнительных функций обработки изображения (трапецеидальное искажение, манипуляции с соотношением сторон и пересканирование) обеспечивает максимальную скорость.

GameMaestro предлагает три подрежима с различными предустановками цвета и оттенков серого. В этот список входят FPS, RPG и SPG. Режимы переключаются кнопкой на пульте.

По данным BenQ:

— FPS (шутер от первого лица) – ‘отмечает ближайшие угрозы’ за счет повышения детализации;

— RPG (ролевая игра) – ‘полное кинематографическое погружение’. Он имеет очень точную цветопередачу и более сбалансированный звуковой профиль, обеспечивающий кинематографический цвет (идентичен предустановке Cinema) и кинематографический звук (усиливает басы);

— SPG (спорт) – ‘для острых ощущений в реальном времени’. Он обеспечивает более яркие оттенки зеленого и делает акцент на диалогах, что важно, например, для воспроизведения речи спортивных комментаторов.

Чипсет DLP650TE

Конечно, новейший чипсет DLP650TE с поддержкой 4K – одно из основных его улучшений. Как известно, компания Texas Instruments разработала первое ‘цифровое микрозеркальное устройство’ (DMD) в 1987 году. Но первый чипсет был выпущен только в 2000 году. В нем использовались миллионы крошечных алюминиевых зеркал, которые могли поворачиваться на небольшой угол. Под зеркалами расположен двумерный массив 1-битных ячеек памяти CMOS. Изменение напряжения на ячейках регулирует их углы отклонения. Каждое микрозеркало переключается между состояниями ‘Вкл’ / ‘Выкл’, продолжительность которых определяет уровень оттенков серого.

DMD operation principle
DMD operation principle

Затем объектив направляет свет на экран, создавая цвет субпикселя изображения.

DLP projector operation principle
DLP projector operation principle

Соответственно, разрешение DMD зависит от количества зеркал. В свою очередь, шаг микрозеркала (размер) напрямую влияет на его светоотдачу. В частности, ‘большой’ пиксель дает больше света, снижая уровень шума. В результате, выбор оптимальных характеристик требуют компромисса между количеством микрозеркал (разрешение), их размером (светоотдачей) и физическим размером чипсета.

Новый чипсет:

— размер уменьшен с 0,66″ до 0,65″.

Уменьшение размера упрощает геометрию чипсета. Как известно, исходное разрешение 0,66″ DMD составляет (2,716 × 1,528). Результаты простых расчетов явно не соответствуют общепринятым градациям разрешения;

— увеличен множитель pixel shift с 2 до 4 (апскейлинг с Full HD почти до 4K);

— увеличен шаг микрозеркал с 5,4 мкм до 7,6 мкм за счет уменьшения их количества с (2,716 × 1,528) до (1,920 × 1,080). Расчет показывает потенциальное увеличение площади зеркал на 98%, что обещает значительное увеличение яркости при снижении шума.

Конечно, 4K-апскейлинг с использованием ‘четырех вспышек’ в кадре и почти 100-процентное увеличение площади зеркал открывают большие перспективы для новых 0,65-дюймовых DMD.

Сдвиг пикселей (pixel shift)

Как известно, компания JVC представила эту технологию в 2013 году, увеличив разрешение изображения своих чипов D-ILA (1,920 x 1,080). Идея проста, но подкупает своей элегантностью. Подобно технологии интерполяции кадров в телевизорах, проектор фактически создает дубликат изображения со сдвигом по вертикали и горизонтали на полпикселя. В результате, наш глаз видит больше пикселей и более четко воспринимает изображение.

Pixel Shifting
Pixel Shifting

Конечно, другие лидеры отрасли не остались в стороне, и Epson вскоре разработала собственную версию со сдвигом пикселей на чипах 3LCD (1,920 x 1,080).

Затем, компания Texas Instruments представила микросхему размером 0,66 дюйма (физическая зеркальная матрица размером (2,716 x 1,528), двухфазный сдвиг пикселей которой увеличил количество пикселей до 8,3 миллиона, что соответствует UHD разрешению. 0,47-дюймовый DLP 4K UHD chipset в 2017 году стал следующим поколением. При разрешении (1,920 x 1,080), он использует четырехфазный сдвиг пикселей, производя 8,3 миллиона пикселей. Наконец, в прошлом году TI представила новейший чипсет 4K DLP650TE, который сочетает четырехфазное смещение и увеличение шага микрозеркал с 5,4 мкм до 7,6 мкм.

По сути, DMD представляет собой пространственный модулятор света (SLM) с цифровым управлением и микро-электромеханической системой (MEMS). Чипсет DLP650TE 4K UHD (DMD) включает:

— DLP650TE DMD;

— Контроллер дисплея DLPC7540;

— Управление питанием DLPA100;

— IC драйвера двигателя.

Характеристики:

— Массив микрозеркал с диагональю 0,65 дюйма;

— разрешение экрана 4K UHD (3,840 × 2,160);

— Шаг микрозеркал 7,6 мкм;

— Наклон микрозеркала ±12° относительно плоской поверхности;

— Высокоскоростной последовательный интерфейс (HSSI);

— Поддержка 4K UHD@60Гц и Full HD@240Гц.

Технология XPR

Обсуждение плюсов и минусов ‘true’ 4K против 4K со сдвигом пикселей началось почти сразу после появления первых проекторов с этой технологией. Наверное, аргументы каждой из сторон вполне убедительны. Конечно, ее реклама содержит маркетинговую составляющую, и, возможно, ‘физические’ пиксели обеспечивают более высокое качество, чем ‘виртуальные’. Но в итоге потребитель получил реальный прирост качества изображения за счет более высокого разрешения по относительно доступной цене для 4K-проекторов. Но понимание принципа его работы позволит читателю составить собственное мнение о его ‘честности’.

Модуль XPR включает оптическую и электромеханическую части. Специально обработанное стекло оптического блока делит световой пучок по горизонтальной и вертикальной осям. Электромеханическая часть размещена перед объективом.

Optotune XPR-25 module
Optotune XPR-25 module

Она перемещает линзу по вертикали и горизонтали с помощью четырех электромагнитов. Фактически, модуль XPR повышает рабочую частоту чипсета DMD с разрешением (1,920 × 1,080), увеличивая количество отображаемых пикселей в секунду с 2M до 8M. Поворачивая объектив 4 раза в секунду, он обеспечивает смещение дополнительных пикселей на экране.

XPR technology
XPR technology

В результате каждый пиксель передает 240 кадров в секунду вместо 60 Гц. Проще говоря, технология берет 4K-контент, разбивает его на четыре части по 2 миллиона пикселей каждая, и воспроизводит 4 отдельных кадра 240 раз в секунду, передавая весь 4K объем с помощью лишь 2 миллионов пикселей. Строго говоря, в любой момент изображение содержит всего 2 миллиона пикселей (разрешение 1080p), но наше зрение и мозг не воспринимают микрозадержку между переключением электромагнитов. К сожалению, свет дополнительных кадров снижает глубину черного и, как следствие, собственный контраст проектора.

Заключение

В этом году уже произошло впечатляющее расширение ассортимента проекторов. В этот список входят:

— Epson Home Cinema LS12000 and LS11000 — $ 5,000 / $ 4,000;

— отличный портативный Samsung The Freestyle LED проектор — $ 900;

UST (ультракороткофокусные ‘проекторы для гостиной’):

Hisense PX1-Pro и L5G Laser TVs — до $ 4,000;

LG HU715Q — $ 3,000;

JMGO U2 — $ 3,000.

BenQ не осталась в стороне, порадовав геймеров великолепным BenQ X3000i, который стал улучшенной версией прошлогоднего BenQ X1300i. Отличное соотношение цены и качества позволило ему занять место среди лучших игровых проекторов. Действительно, $ 1,300 за 1080p проектор с новым 4-светодиодным источником света, обеспечивающим яркость 3,000 ANSI лм, с беспрецедентно низкой задержкой ввода, технологиями GameMaestro и Bongiovi DPS — это очень дешево.

BenQ X3000i претендует на звание бестселлера этого года в сегменте игровых проекторов с разрешением 4K. Сохранив все бонусы прошлогоднего прототипа, модель получила инновационный чипсет DLP650TE с поддержкой 4K, использующий четырехфазный сдвиг пикселей и имеющий шаг микрозеркал 7,6 мкм. Более того, проектор на 100% покрывает DCI-P3 и стоит всего $ 2,000, обеспечивая отличное соотношение цены и качества для сегмента 4K. Возможно, BenQ X3000i уступает, например, лазерному Optoma UHZ50 по HDR производительности или контрасту, но он дешевле на $ 800.

В этом видео показан новый игровой светодиодный проектор BenQ X3000i 4K.

Прокрутить наверх

Home » Projectors » Gaming BenQ X3000i 4K LED projector with new DMD-chipset Review
BenQ X3000i projector

Gaming BenQ X3000i 4K LED projector with new DMD-chipset Review

As known, Taiwan’s BenQ Corporation is one of the leaders in the DLP projector segment. This year the company introduced several new models, including the BenQ X3000i and BenQ LK936ST. In fact, the BenQ X3000i is an improved version of last year’s BenQ X1300i, which has become one of the best gaming projectors on the market.

Pros

– great price for 4K model;

– innovative 4K-capable DLP650TE chipset (four-phase pixel shifting and micromirror pitch of 7.6 µm);

– innovative 4LED light source with 8-12% increased brightness and auto-calibration;

– 3,000 ANSI lumens brightness;

– GameMaestro technology;

– BenQ ‘CinematicColor’;

– Bongiovi DPS technology;

– one of the smallest input lag in the industry;

– high 3D performance;

– 100% DCI-P3;

– QS01 module witjh Android TV.

Cons

– HDR light output reduction for wide gamut setting;

– black level is not ideal;

– rainbow effect may appear in some scenes;

– no HDMI 2.1 and 4K@120;

– built-in speakers only 10W.

BenQ X3000i vs BenQ X1300i

Except for the price and resolution, the specs of the models are almost identical:

– $ 2,000 vs $ 1,300;

– 3,000 ANSI Lm brightness;

– 4LED light source;

– resolution – 4K UHD (3,840 x 2,160) vs Full HD (1,920 x 1,080) or 1080p;

– Dynamic Contrast 500,000:1;

– Color Wheel – 8 segment (RGBWRGBW) vs 6 segments;

– Color Processing 10-bit;

– Input Lag 4K@60 – 16ms; 1080p@120 – 8ms; 1080p@240 – 4ms;

– 3D Modes – Full HD 3D;

– Included Lens – 1.3x manual zoom , manual focus vs 1.2x manual zoom , manual focus;

– Throw Distance / Image Size / Throw Ratio – (1.0 m – 8.0 m) / (77 cm – 762 cm) / (1.15:1 – 1.50:1) vs (1.30:1 – 1.56:1) – 100″ @ 9.4ft (100″ @ 2.87m);

BenQ X3000i throw distances
BenQ X3000i throw distances

– Digital Keystone – Horizontal & Vertical (±30°);

BenQ 2d keystone
BenQ 2d keystone

– Audible Noise – 32 dB;

– Internal Speakers – 5.0 Watts × 2;

– 100%DCI-P3 vs 98% Rec.709.

BenQ CinematicColor
BenQ CinematicColor

As known, the color wheel in DLP at any time passes only one color, filtering out the other two.

DLP projector
DLP projector

Of course, this is accompanied by a loss of color brightness. The new models use 4LED light source (RGBB), including 3LED and an additional blue LED, which boosts overall brightness. In these models ceramic phosphor converts the blue from the additional LED to green because the eye responds maximally to an increase its brightness.

BenQ blue pump led
BenQ blue pump led

According to the company, the additional blue ‘pumping’ LED increases the output of green light by 40%, increasing overall brightness by 8-12% compared to a 3LED light engine.

Additionally, an auto-calibration adjusts colors depending on the LEDs deterioration (usually, red deterioration faster).

Key Features

Color accuracy depends on the color wheel quality. BenQ’s ‘CinematicColor’ uses precise nanometer-level references for its color-wheel angles and coating.

Adding a blue LED to a new light engine increases color brightness, but over time can cause a balance shift towards greenish-blue tint. To eliminate this risk, the company uses an auto color-calibration system that provides color temperature accurate. In fact, embedded color sensors detect the status of LEDs and calibrate their intensity for accurate WRGBYCM even after long-term use.

The projector has three HDMI 2.0b ports, one of which is designed for BenQ QS01 module supporting Android 10.

BenQ QS01 dongle
BenQ QS01 dongle

The company positions the X3000i as ‘console gaming projector’ with unprecedented low Input Lag and GameMaestro technology.

BenQ gaming projector
BenQ gaming projector

Latency ranges from 4.16ms for 1080p@240Hz to 16.4ms for 4K@60Hz, which is one of the best in the industry.

But, of course, input lag is different from response time. In fact, Input lag characterizes only the duration of signal processing and it’s always less than response time, which includes the work of all components. For reference, turning off all advanced image processing options (keystoning, aspect ratio manipulations and overscanning) provides the fastest speed.

The GameMaestro offers a three submodes with different color and grayscale presets. This list includes FPS, RPG and SPG. Modes are switched with button on the control.

According to BenQ:

– FPS (First-person shooter) – ‘Marks Nearby Threats’. It enhances detail;

– RPG (Role-Playing Game) – ‘Full Cinematic Immersion’. It has very accurate color and more balanced audio profile provides cinematic color (it’s identical to the Cinema preset) and film-like sound (it boosts the bass);

– SPG (sport) – ‘For Real-Time Thrills’. It provides more vibrant greens and puts the focus on dialogue, which is important, for example, for sports announcers.

DLP650TE chipset

Of course, the latest 4K-capable DLP650TE chipset is one of its major improvements. As known, Texas Instruments developed the Digital Micromirror Device (DMD) in 1987. But the first chipset was only released in 2000. It used millions of tiny aluminum mirrors, which could turn at a small angle. A 2D array of 1-bit CMOS memory cells is located under the mirrors. Cell voltage change controls their deflection angles. Each micro mirror toggles between ‘On’ / ‘Off’ states, the duration of which determines the grayscale level.

DMD operation principle
DMD operation principle

Then the lens directs the light onto the screen, creating the color of the image’s sub-pixel.

DLP projector operation principle
DLP projector operation principle

Accordingly, the DMD resolution depends on the number of mirrors. In turn, the micromirror pitch directly affects its light output. In particular, a ‘large’ pixel provides more light, reducing noise level. As a result, optimal specs require a compromise between the number of micromirrors (resolution), their size (light output), and the chipset physical size.

New chipset:

– reduced size from .66″ to .65″.

Size reduction from simplifies the chipset geometry. As known, the native resolution of .66″ DMD is (2,716 × 1,528). The results of simple calculations clearly do not correspond to the generally accepted gradations for resolution;

– increased multiplier from 2 to 4 (upscaling from Full HD to almost 4K);

– increased micromirror pitch from 5.4 μm to 7.6 μm due to the reducing their number from (2,716 × 1,528) to (1,920 × 1,080). A calculation shows a potential 98% increase in mirror area, which promises a significant increase in brightness while reducing noise.

So 4K upscaling whit using the ‘four-flash’ in frame and almost 100% increase in mirror area hold great promises for the new .65-inch DMDs.

Pixel shifting

As known, JVC introduced this technology in 2013, increasing the image resolution of their (1,920 x 1,080) D-ILA chips. The idea is simple, but captivates with its elegance. Like the frame interpolation technology in TVs, the projector actually creates a duplicate image with a vertically and horizontal shift of half a pixel. As a result, our eye sees more pixels and perceives the image more clearly.

Pixel Shifting
Pixel Shifting

Of course, other industry leaders were not left out, and Epson soon developed its own pixel shift version on (1,920 x 1,080) 3LCD chips.

Then Texas Instruments introduced an .66″ chip (physical mirror matrix of (2,716 x 1,528), whose two-phase pixel shifting increased the number of pixels to 8.3 million, which corresponds to UHD resolution. The .47″ DLP 4K UHD chip in 2017 became the next generation. At a resolution of (1,920 x 1,080), it uses four-phase pixel shifting, producing 8.3 million pixels. Finally, last year TI introduced the latest 4K DLP650TE chipset, which combines four-phase pixel shifting and increasing the micromirror pitch from 5.4 µm to 7.6 µm.

In fact, DMD is a digitally controlled spatial light modulator (SLM) with micro-electromechanical system (MEMS). DLP650TE 4K UHD (DMD) chipset includes:

– DLP650TE DMD;

– DLPC7540 display controller;

– DLPA100 power management;

– motor driver IC.

Specs:

– .65-inch diagonal micromirror array;

– 4K UHD (3,840 × 2,160) display resolution;

– 7.6-µm micromirror pitch;

– ±12° micromirror tilt relative to flat surface;

– high speed serial interface (HSSI);

– 4K UHD@60 Hz and Full HD@240 Hz support.

XPR technology

The discussion about pros & cons ‘true’ 4K vs pixel shift 4K started almost immediately after the advent of pixel shift projectors. Probably, the arguments of each side are quite convincing. Of course, its ads contains a marketing component, and perhaps ‘physical’ pixels provide a higher quality than ‘virtual’. But in the end, the consumer has received a real boost in image quality from higher resolution at a relatively affordable price for 4K projectors. However, understanding its operation principle will allow the reader to form their own opinion about its ‘honesty’.

The XPR module includes the optical and the electromechanical part. The specially processed glass of optical unit divides the light beam along the horizontal and vertical axes. The electromechanical part is placed in front of the lens.

Optotune XPR-25 module
Optotune XPR-25 module

It moves a lens in the vertical and in the horizontal axis with the help of four electromagnets. In fact, the XPR module increases the operating frequency of DMD chipset with (1,920 × 1,080) resolution, increasing the number of pixels displayed per second from 2M to 8M. Turning the lens 4 times per second, it provides an offset of additional pixels on the screen.

XPR technology
XPR technology

As a result, each pixel transfers 240 frames per second instead of 60Hz. Simply put, the technology takes 4K content, splits it into four parts of 2 million pixels each, and plays 4 separate frames 240 times per second, transmitting the entire 4K volume with only 2 million pixels. Strictly speaking, at any moment the image contains only 2 million pixels (1080p resolution), but our vision and brain do not perceive the micro delay between switching electromagnets. Unfortunately, the light of additional frames reduce the black depth and, consequently, projector native contrast.

Conclusion

This year has already seen an impressive expansion of the projector range. This list includes:

– Epson Home Cinema LS12000 and LS11000 – $ 5,000 / $ 4,000;

– excellent portable Samsung The Freestyle LED projector – $ 900;

UST (‘living room’ projectors):

Hisense PX1-Pro and L5G Laser TVs – up to $ 4,000;

LG HU715Q – $ 3,000;

JMGO U2 – $ 3,000.

BenQ did not stand aside, delighting gamers with the great BenQ X3000i, which became an improved version of last year’s BenQ X1300i. Excellent value for money has earned it a place among the best gaming projectors. Indeed, $ 1,300 for a 1080p projector with a new 4LED light engine delivering 3,000 ANSI Lm brightness, with unprecedented low input lag, GameMaestro and Bongiovi DPS technologies is very cheap.

The BenQ X3000i claims to be this year’s bestseller in the 4K gaming projector segment. Keeping all the bonuses of last year’s prototype, the model received an innovative 4K-capable DLP650TE chipset that uses four-phase pixel shifting and has a micromirror pitch of 7.6 µm. Moreover, the projector covers 100% DCI-P3 and costs $ 2,000 only, providing excellent value for money for the 4K segment. Perhaps the BenQ X3000i is inferior for example, to the laser Optoma UHZ50 in HDR performance or contrast, but it’s $ 800 cheaper.

This video shows the new gaming BenQ X3000i 4K LED projector.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top