Home » Прожекторы » Сравнение новейшего LG CineBeam HU915QE DLP 4K UST проектора с LG HU85LA и HU715QW

Сравнение новейшего LG CineBeam HU915QE DLP 4K UST проектора с LG HU85LA и HU715QW

Рост популярности проекторов остается одним из трендов в сегменте мультимедийной электроники. При этом, модельный ряд ультракороткофокусных (UST) моделей расширяется наиболее интенсивно.

UST проекторы

Уже в первом полугодии рынок пополнился несколькими новыми UST моделями, в том числе:

– PX1-PRO 4K UST (‘RGB Laser’, технология TriCroma) и L5G (‘Laser Phosphor’);

— JMGO U2 4K UST (‘RGB Laser’);

— Viewsonic X2000-4K UST (‘Laser Phosphor’);

— LG CineBeam HU715Q 4K UST (‘Laser Phosphor’).

Впрочем, их популярность обусловлена вполне объективными факторами. Используя сложную оптическую схему с асферической линзой, UST модели проецируют изображение размером от 100 дюймов и более с расстояния всего в несколько дюймов.

LG UST projector
LG UST projector

Соответственно, они устанавливаются практически вплотную к экрану на стене. Это устраняет традиционную проблему среднефокусных моделей, требующих монтажа на потолке или проводки на полу в гостиной. В результате, UST проекторы идеально подходят в качестве альтернативы традиционному телевизору. Более того, некоторые продавцы даже называют их ‘проекторами для гостиной’.

На выставке CES 2022 компания LG представила HU715Q UST и среднефокусный HU710P. Многие решили, что этими моделями список новинок 2022 года от южнокорейского гиганта исчерпан. Но в конце весны компания официально анонсировала новейший проектор HU915QE UST (HU915QB для рынка США). Более того, этой весной или в начале лета LG обещает еще одну трехлазерную модель на той же платформе. Разумеется, этот анонс не остался незамеченным. Учитывая характеристики и цену, HU915Q может позиционироваться как премиальная версия HU715Q (2022) или улучшенная версия флагманского HU85LA (2019).

Все модели используют ‘Laser Phosphor’ источник света. Но HU715Q использует схему с одним лазером, а HU85LA и анонсированный HU915Q имеют по 3 лазерных диода. Но этот аспект имеет некоторые нюансы. Как и в любом новшестве, новые термины и понятия не всегда используются корректно, что, впрочем, легко устраняется.

‘Laser Phosphor’ в срвнении с ‘RGB Laser’

Строго говоря, ‘Laser Phosphor’ модели являются гибридными. Они используют один, два и даже три лазера плюс люминофор. При этом, лазерный луч одновременно используется для генерации одного из основных цветов изображения и для создания других цветов с помощью люминофора.

laser phosphor design
laser phosphor design

Изначально, развитие этой технологии было обусловлено желанием компаний сократить количество дорогостоящих лазерных диодов.

Например, новый ViewSonic X2000B-4K использует синий лазерный диод для создания синего и для подсветки желтого люминофорного колеса. Далее, призма или цветовое колесо расщепляет желтый на зеленый и красный, которые отправляются на чипсет изображения. Аналогичный алгоритм используется в HU715Q.

LG HU715Q Light Source
LG HU715Q Light Source

LG HU85LA и HU915Q оснащены трехканальным лазерным источником света. Он использует красный лазер для формирования основного красного, и синий — для основного синего. Второй синий лазер возбуждает люминофор, генерируя основной зеленый.

LG 3ch laser
LG 3ch laser

Он работает без цветового круга, что устраняет потерю яркости и радужные артефакты. Этот тип называется ‘Laser Phosphor’.

‘RGB Laser’ направляет лазерные лучи непосредственно на чипсет изображения без люминесцентного колеса.

RGB laser projector
RGB laser projector

В принципе, такая конструкция уже давно используется в дорогих профессиональных инсталляционных проекторах. Но в домашних моделях она была реализована только в прошлом году. Этот источник света значительно расширяет цветовую гамму. В частности, лазерные телевизоры Hisense L9G и PX1-PRO охватывают 107% BT. 2020, а JMGO U2, по словам разработчика, обеспечивает до 114% охвата этого стандарта.

RGB laser color gamut
RGB laser color gamut

Кроме того, 3-канальная схема обеспечивает максимальную яркость.

RGB laser vs single-color laser
RGB laser vs single-color laser

3-канальный по сравнению с одноканальным ‘Laser Phosphor’

В свою очередь, ‘Laser Phosphor’ источники света подразделяются на модели с тремя лазерами и с одним синим лазером. Как правило, дополнительные лазеры расширяют цветовую гамму при более высокой светоотдаче и обеспечивают более яркие цвета. Как известно, увеличение яркости значительно сужает цветовой охват однолазерных моделей. Но тестирование 3-канальной ‘Laser Phosphor’ модели демонстрирует 94% DCI-P3 при максимальной яркости 3,700 люмен, и до 100% DCI-P3 — при снижении яркости до 3,000 люмен. Флагман Sony VPL-GTZ380 с аналогичным световым движком (красный + два синих лазера, один из которых работает с люминофором) также покрывает 100% DCI-P3 при максимальной яркости 10,000 люмен. Для сравнения, цветовая гамма одиночных лазерных проекторов обычно не превышает 80% DCI-P3 даже при пониженной яркости.

Сегодня трехканальная лазерная технология поддерживает цветовой охват до 12 бит.

3ch laser technology
3ch laser technology

Кроме того, 3-канальный дизайн работает почти без лазерных ‘пятен’. Как известно, спекл-рисунок возникает в результате квазислучайного рассеяния когерентного лазерного луча на шероховатостях поверхности проекционного экрана, размер которых соизмерим с длиной их волны.

Laser projector speckle
Laser projector speckle

Основные характеристики

HU915QE против HU85LA против HU715QW

— Цена- $ 6,000 vs $ 5,000 vs $ 3,000;

— Яркость (ANSI лм) — 3,700 vs 2,700 vs 2,500;

— Разрешение — 4K (3,840 x 2,160);

— Коэффициент динамической контрастности — 2,000,000:1;

— Проекционное отношение — 0.19:1 vs 0.19:1 vs 0.22:1;

— Размер изображения: 90″-120″ vs 90″-120″ vs 80″-120″;

— Цифровая коррекция трапецеидальных искажений – горизонтальная и вертикальная;

— Источник света (Laser Phosphor) — 3 лазера+люминофор vs 3 лазера+люминофор vs синий лазер+люминофор;

— Внутренние динамики — 20W x 2 vs 5W x 2 vs 20W x 2.

С заявленным световым потоком до 3,700 ANSI люмен, HU915QE становится самым ярким UST проектором на рынке. Динамическая контрастность 2,000,000:1 также соответствует флагманскому премиальному уровню. Разумеется, модель поддерживает все основные функции обработки изображений, в том числе:

— HDR dynamic tone mapping;

— LG Adaptive Contrast (сочетание лазерной модуляции и обработки на уровне пикселей для достижения более глубокого черного и более ярких светлых участков в зависимости от содержания сцены);

— Brightness Optimizer II (Auto Brightness, IRIS Mode, Adaptive Contrast).

Эта опция впервые появилась в модели 715Q. Она использует датчик внешней освещенности для автоматической регулировки яркости в зависимости от освещения в помещении. Как и 715Q, 915QE предлагает фиксированную настройку режима диафрагмы, чтобы ‘осветлить’ или ‘затемнить’ все изображение в ручном режиме.

LG projector Dark room
LG projector Dark room

Все модели совместимы с 4K, но используют XPR DLP чипсеты с разными разрешениями. Этот аспект также может повлиять на качество изображения.

Чипсеты TI DLP 4K UHD

Как известно, технология XPR (Xpanded Pixel Resolution) основана на горизонтально-вертикальном смещении отображаемых пикселей и увеличивает их количество в 2 или 4 раза при двух- или четырехфазном смещении пикселей.

DLP XPR technology
DLP XPR technology

При четырехфазном сдвиге пикселей 1080p чипсет получает 4K-контент, разбивает его на четыре части по 2 миллиона пикселей в каждой и воспроизводит 4 отдельных кадра, передавая весь 4K объем с помощью лишь 2 миллионов микрозеркал. Таким образом, в любой момент времени изображение содержит лишь 2 миллиона пикселей. Они смещаются на экране с помощью линзы, наклон которой управляется четырьмя электромагнитами. Но наше зрение и мозг не воспринимают микрозадержку между их переключением, создавая иллюзию целостного изображения.

0,66″ чипсет (2,716 x 1,528) с двухфазным сдвигом пикселей работает аналогично, но отображает только два изображения за цикл.

Фактически, DLP 4K XPR чипсеты позволили компаниям разрабатывать относительно недорогие 4K DLP проекторы. Но, честно говоря, четкость изображения с исходным 4K разрешением выше по сравнению со сдвигом пикселей.

True 4K vs pixel shift
True 4K vs pixel shift

Список современных TI DLP XPR 4K чипсетов:

— компактный 0,47-дюймовый DLP470TP — (1,920 x 1,080) разрешение, четырехфазный сдвиг пикселей, яркость до 1,500 люмен, шаг микрозеркала 5,4 мкм;

— HU715Q — 0,47-дюймовый DLP470TE — (1,920 x 1,080) разрешение, четырехфазный сдвиг пикселей, более 1,500 лм, 5,4 мкм;

— HU85LA / 915QE — 0,66-дюймовый DLP660TE – (2,716 x 1,528) разрешение, двухфазный сдвиг пикселей, выдерживает более 5,000 люмен, 5,4 мкм;

— новейший 0,65-дюймовый DLP650TE — (1,920 x 1,080) разрешение, четырехфазный сдвиг пикселей, 7,6 мкм.

Теоретически, увеличение шага микрозеркал с 5,4 мкм до 7,6 мкм в DLP650TE должно значительно снизить цифровой шум и, следовательно, улучшить качество изображения. Сегодня он уже успешно используется в игровом светодиодном проекторе BenQ X3000i 4K.

Ключевые особенности

Как и HU85LA, HU915QE оснащен объективом с коэффициентом 0,19:1, который на сегодняшний день является самым коротким среди современных UST проекторов. Он обеспечивает 90-дюймовое изображение с расстояния лишь 2,2 дюйма. Для экрана размером 100 дюймов требуется дистанция 3,9 дюйма, а максимальное изображение размером 120 дюймов проецируется с расстояния 7,2 дюйма.

Как и 715Q, анонсированный проектор со встроенной 2,2-канальной аудиосистемой мощностью 40 Вт поддерживает добавление до двух совместимых LG Bluetooth динамиков для создания объемного звука.
Потоковая платформа LG webOS имеет приложения для Netflix, Amazon Prime, Disney+, Apple TV, YouTube и т. д. Интеллектуальные функции включают в себя беспроводную потоковую передачу с зеркалированием экрана и Apple AirPlay2. Alexa и технология LG ThinQ поддерживают голосовые команды.

Входные соединения:

— 1x HDMI 2.1 (пропускная способность 24 Гбит/с);

— 2x HDMI 2.0 (поддержка eARC для передачи без потерь Dolby Digital и Dolby Atmos).

Как и другие 4K DLP проекторы со сдвигом пикселей, HU915QE не поддерживает низкую задержку ввода для 4K@120 игр. Но он поддерживает ALLM (автоматический режим с малой задержкой) и HGIG (HDR Gaming Interest Group).

LG projector HGiG mode
LG projector HGiG mode

К сожалению, 3D 1080p не поддерживается.

Заключение

Фактически HU915QE заменяет флагманский HU85LA. Его заявленная стартовая цена на $ 1,000 выше ($ 6,000 vs $ 5,000). Но он значительно ярче (3,700 люмен против 2,700 люмен), имеет более мощные внутренние динамики и поддерживает улучшенную версию Brightness Optimizer II (автоматическая настройка яркости, IRIS Mode и адаптивная контрастность). В принципе, эти бонусы вполне адекватны разнице в цене.

Сравнение с HU715QW более проблематично, поскольку эти модели фактически относятся к разным классам. HU715QW вдвое дешевле ($ 3,000 vs $ 6,000), но значительно менее яркий (2,500 люменов vs 3,700 люменов), и использует источник света лишь с одним синим лазером. В результате, его цветовая гамма достигает всего 86% по сравнению с 94% DCI-P3 для HU915QE с 3-лазерным источником света.

Кроме того, в HU915QE используется 0,66-дюймовый чипсет DLP660TE с собственным (2,716 x 1,528) разрешением и двухфазным сдвигом пикселей, а в HU715QW — 0,47-дюймовый DLP470TE с (1,920 x 1,080) разрешением и четырехфазным сдвигом пикселей. Они оба отображают 8,000,000 пикселей, но эффективность XPR технологии все же ниже по сравнению с native разрешением, что влияет на четкость изображения. Поэтому, выбор между этими моделями зависит от бюджета.

Вероятно, HU915QE придется конкурировать с отличным Hisense PX1-PRO 4K UST с ‘RGB Laser’ световым двигателем (технология TriCroma). Конечно, HU915QE значительно ярче (3,700 люмен против 2,200 люмен), но Hisense стоит лишь $ 3,300 долларов, а его цветовая гамма достигает 107% BT.2020.

JMGO U2 4K UST и Viewsonic X2000-4K UST стоят около $ 3,000, но учитывая их характеристики, они конкурируют с LG HU715Q 4K UST.

В этом видео показан новый проектор LG CineBeam HU915QE UST 4K.

Прокрутить наверх

Home » Projectors » LG CineBeam HU85LA vs HU715Q vs latest HU915QE DLP 4K UST projector Review
LG HU915Q

LG CineBeam HU85LA vs HU715Q vs latest HU915QE DLP 4K UST projector Review

The growing popularity of projectors remains one of the trends in the multimedia electronics segment. At the same time, the range of ultra short throw (UST) models is expanding most intensively.

UST projectors

Already in the first half of the year, the market was replenished with several new UST models, including:

– PX1-PRO 4K UST(‘RGB Laser’ light source, TriCroma technology) and L5G (‘Laser Phosphor’ light source);

– JMGO U2 4K UST (‘RGB Laser’);

– Viewsonic X2000-4K UST (‘Laser Phosphor’);

– LG CineBeam HU715Q 4K UST (‘Laser Phosphor’).

However, their dominance is due to objective factors. As known, using a complex optical scheme with an aspherical lens, UST models project an image of 100 inches or more from just a few inches away.

LG UST projector
LG UST projector

Accordingly, they are installed almost close to the screen on the wall. This eliminates the traditional problem of mid-focus models that require ceiling mount or floor wiring in the living room. As a result, UST models are ideal as an alternative to a TV. Moreover, some sellers call them ‘living room projectors’.

At CES 2022, LG introduced the HU715Q UST and mid-focus HU710P. Many have decided that these models have exhausted the list of new products for 2022 from the South Korean giant. But at the end of spring, the company has formally announced the HU915QE UST projector (HU915QB for the US). Moreover, this spring or early summer, LG promises another three-laser model on the same platform. Of course, this announcement did not go unnoticed. Considering the specs and the price, the HU915Q can be positioned as a premium version of the HU715Q (2022) or an improved version of the flagship HU85LA (2019).

All models use ‘Laser Phosphor’ light source. But HU715Q uses one laser, HU85LA and announced HU915Q have 3 lasers. But this aspect has some nuances. As in any innovation, new terms and concepts are not always used correctly, which, however, is easily eliminated.

‘Laser Phosphor’ vs ‘RGB Laser’ light source

Strictly speaking, ‘Laser Phosphor’ models are hybrid. They use one, two and even three lasers plus a phosphor. In this case, the laser beam is simultaneously used to generate one of the primary image colors, and to create other colors using the phosphor.

laser phosphor design
laser phosphor design

Initially, the development of this technology was driven by the desire of companies to reduce the number of expensive laser diodes.

For example, new ViewSonic X2000B-4K uses a blue laser diode for creating the blue, and to illuminate a yellow phosphor wheel. Further, using a prism or color wheel, yellow is split into green and red, which are sent to the image chipset. The HU715Q uses similar algorithm.

LG HU715Q Light Source
LG HU715Q Light Source

LG HU85LA and HU915Q have a three-laser light engine. It uses a red laser for the red primary and a blue laser for the blue primary. The other blue laser excites the static phosphor for the green primary.

LG 3ch laser
LG 3ch laser

It works without a color wheel, eliminating brightness loss and rainbow artifacts. This type is called ‘Laser Phosphor’.

The ‘RGB Laser’ light engine sends laser beams directly to the image chipset without a phosphor wheel.

RGB laser projector
RGB laser projector

In principle, this design has been used in expensive professional installation projectors for a long time. But in home models, it was implemented only last year. This light source greatly expands the color gamut. In particular, Hisense L9G and PX1-PRO Laser TVs cover 107% of BT. 2020 color space, and JMGO U2, according to the developer, provides up to 114% coverage of this standard.

RGB laser color gamut
RGB laser color gamut

In addition, it also increases the brightness.

RGB laser vs single-color laser
RGB laser vs single-color laser

3ch vs single-design ‘Laser Phosphor’

In turn, ‘Laser Phosphor’ light engines are subdivided into models with three lasers and with a single blue-laser. Typically, additional lasers expand the color gamut at higher light output and provide more vivid colors. In particular, increasing the brightness significantly narrows the color gamut of single-laser models. But testing of 3ch ‘Laser Phosphor’ model showed 94% DCI-P3 at a max bright of 3,700 lumens and up to 100% DCI-P3 when brightness is reduced to to 3,000 lumens. Sony’s flagship VPL-GTZ380 with a similar light engine (red + two blue lasers, one of those works with a phosphor wheel) also covers 100% DCI-P3 at a maximum brightness of 10,000 lumens. In comparison, the color gamut of single laser projectors typically do not exceed 80% DCI-P3 even with reduced brightness.

Today 3ch laser technology supports wider color coverage up to 12-bit.

3ch laser technology
3ch laser technology

Also, 3ch design works with almost no laser speckle. As known, the speckle pattern is caused by the quasi-random scattering of coherent laser beam from a projection screen surface roughness, the size of which is commensurate with the optical wavelength.

Laser projector speckle
Laser projector speckle

Main specs

HU915QE vs HU85LA vs HU715QW

– Price – $ 6,000 vs $ 5,000 vs $ 3,000;

– Brightness (ANSI Lm) – 3,700 vs 2,700 vs 2,500;

– Resolution – 4K (3,840 x 2,160);

– Dynamic contrast ratio – 2,000,000:1;

– Throw Ratio – 0.19:1 vs 0.19:1 vs 0.22:1;

– Image Size – 90″-120″ vs 90″-120″ vs 80″-120″;

– Digital Keystone – Horizontal & Vertical;

– Light engine (Laser Phosphor) – 3ch laser vs 3ch laser vs single blue-laser;

– Internal Speakers – 20W x 2 vs 5W x 2 vs 20W x 2.

With a claimed 3,700 ANSI lumens, the HU915QE is the brightest UST projector on the market. 2,000,000:1 dynamic contrast is also in line with the flagship premium level. Of course, the model supports all major image processing features, including:

– HDR dynamic tone mapping;

– LG’s Adaptive Contrast (a combination of laser modulation and pixel-level processing to achieve deeper blacks and brighter highlights depending on the scene content);

– Brightness Optimizer II (Auto Brightness, IRIS Mode, Adaptive Contrast).

This option first appeared in the 715Q. It uses an ambient light sensor to automatically adjust the brightness depending on the room lighting. Like the 715Q, the 915QE offers a fixed Iris Mode setting to brighten or darken the overall image in manual mode.

LG projector Dark room
LG projector Dark room

All models are 4K-compatible but use XPR DLP chipsets with different resolutions. This aspect can also affect the image quality.

TI DLP 4K UHD chipsets

As known, the XPR (Xpanded Pixel Resolution) technology is based on horizontal-vertical shift of displayed pixels and increases their number by 2 or 4 times with two- or four-phase pixel shifting.

DLP XPR technology
DLP XPR technology

At four-phase pixel shift, the 1080p chipset gets 4K content, splits it into four parts of 2 million pixels each, and plays 4 separate frames, transmitting the entire 4K volume with the help of only 2 million micromirrors. Thus, at any moment in time, the image contains only 2 million pixels. They are shifted on the screen using a lens whose tilt is controlled by 4 electromagnets. But our vision and brain do not perceive the micro-delay between their switching, creating the illusion of a holistic image.

The .66″ (2.716 x 1.528) chipset with two-phase pixel shift works similarly, but only displays two images per cycle.

In fact, DLP 4K XPR chipsets have allowed companies to develop relatively inexpensive 4K DLP projectors. But honestly, native 4K clarity is better vs pixel shift.

True 4K vs pixel shift
True 4K vs pixel shift

List of modern TI DLP XPR 4K chipsets:

– compact .47″ DLP470TP – native (1,920 x 1,080) resolution, four-phase pixel shift, brightness up to 1,500 lm, 5.4 µm micromirror pitch;

– HU715Q – .47″ DLP470TE – native (1,920 x 1,080), four-phase pixel shift, over 1,500 lm, 5.4 µm;

– HU85LA / 915QE – .66″ DLP660TE – native (2,716 x 1,528), two-phase pixel shift, over 5,000 lm, 5.4 µm;

– latest .65″ DLP650TE – native (1,920 x 1,080), four-phase pixel shift, 7.6 µm.

Theoretically, increasing the micromirror pitch from 5.4 µm to 7.6 µm in the DLP650TE should significantly reduce digital noise and thus improve image quality. Today it’s already use in gaming BenQ X3000i 4K LED projector.

Key Features

Like the HU85LA, the HU915QE has a lens with a 0.19:1 throw ratio, which is the shortest among the modern ‘living room’ projectors today. It provides a 90-inch 16:9 image from just 2.2 inches away. A 100-inch screen size requires 3.9 inches, and a max 120-inch image is projected from a distance of 7.2 inches.

Like the 715Q, the announced projector with a built-in 2.2-channel 40-watt audio system supports the addition of up to two compatible LG Bluetooth speakers to create surround sound.
LG’s webOS streaming platform has apps for Netflix, Amazon Prime, Disney+, Apple TV, YouTube, etc. The smart-functionality includes the wireless streaming with Screen Mirroring and Apple AirPlay2. Alexa and LG’s ThinQ technology support voice commands.

Input connections:

– 1x HDMI 2.1 (24 Gbps bandwidth);

– 2x HDMI 2.0 (eARC support for lossless pass-through of Dolby Digital and Dolby Atmos).

Like other 4K DLP pixel shift projectors, HU915QE don’t support 4K@120 games at low input lag. But it has ALLM (Auto Low Latency Mode) and HGIG compatible (HDR Gaming Interest Group).

LG projector HGiG mode
LG projector HGiG mode

Unfortunately 1080p 3D is not supported.

Conclusion

In fact, the HU915QE replaces the flagship HU85LA. Its announced launch price is $ 1,000 higher ($ 6,000 vs $ 5,000). But it’s significantly brighter (3,700 ANSI Lm vs 2,700 ANSI Lm), has more powerful internal speakers, and supports Brightness Optimizer II (Auto Brightness, IRIS Mode and Adaptive Contrast). In principle, these bonuses are quite adequate for the difference in price.

Comparison with the HU715QW is more problematic because these models actually belong to different classes. The HU715QW is half the price ($ 3,000 vs $ 6,000) but is significantly less bright (2,500 ANSI Lm vs 3,700 ANSI Lm) and uses a light engine with a single blue-laser. As a result, its color gamut reaches only 86% vs 94% DCI-P3 of HU915QE with 3ch laser light engine.

In addition, HU915QE uses .66″ DLP660TE chipset with native (2,716 x 1,528) resolution and two-phase pixel shift, while HU715QW has .47″ DLP470TE with native (1,920 x 1,080) resolution and four-phase pixel shift. They both display 8,000,000 pixels, but the efficiency of XPR technology is still lower vs true resolution, which affects the image clarity. Therefore, the choice between these models depends on the budget.

Probably HU915QE will have to compete with Hisense PX1-PRO 4K UST with ‘RGB Laser’ light engine (TriCroma technology). Of course, the HU915QE is significantly brighter (3,700 ANSI Lm vs 2,200 ANSI Lm), but the Hisense only costs $ 3,300 and its color gamut reaches 107% BT.2020.

JMGO U2 4K UST and Viewsonic X2000-4K UST cost around $ 3,000, but they compete with the LG HU715Q 4K UST in performance.

This video shows the new LG CineBeam HU915QE UST 4K projector.

Scroll to Top